Как выбрать болт? Чем отличаются болты? Какой болт купить?
Как выбрать болт перед покупкой?

Как выбрать болт?

Без метизов сложно представить себе современное строительство, промышленность и быт, так как их можно встретить и в железнодорожных вагонах, и в самых современных смартфонах. Одним из типов метизов – болт, который многие не воспринимают, как что-то удивительное, но при этом он является важной деталью многих конструкций, машин, механизмов. Для того чтобы этот метиз успешно использовался, необходимо не просто купить болт, а правильно его подобрать, так как производители предлагают большой выбор такой продукции. Мало просто знать длину стержня, диаметр и тип резьбы, важно учитывать еще ряд параметров, от которых не только зависит стоимость болта, но и сфера его применения, условия эксплуатации и допустимые нагрузки.

Общие понятия

Если обратиться к ГОСТ 27017-86 «Изделия крепежные. Термины и определения», то болт – это крепежное изделие, выполненное в виде стержня, одном конце которого имеется наружная резьба, а на другом – головка, используемого для соединения с гайкой или отверстием с внутренней резьбой. Определение довольно расплывчатое, и под него подходят не только болты в традиционном представлении (с шестигранной головкой), но и винты, анкера, рым-болты, болты с пресс-шайбой, а также откидные с отверстием. У каждого из видов имеется своя сфера применения, поэтому важно знать их особенности перед тем как выбрать и купить болты необходимого размера.

Виды болтов

Болты могут выполняться в различной форме, поэтому существует несколько основных видов таких крепежных элементов:

  • Универсальные – с шестигранной головкой, рассчитанные на использование гаечного ключа;
  • Анкерные – болт, оснащенный распорным дюбелем;
  • С потайной головкой – используются в случаях, если необходимо скрыть крепежный элемент;
  • С полукруглой головкой – имеют квадратный или узкий подголовник, благодаря чему не прокручиваются при соединении деталей из дерева или фанеры;
  • С пресс-шайбой (фланцем) – применяются при соединении деталей, которые подвергаются постоянной вибрации;
  • Рым-болты с отверстием – за счет своей конструкции позволяют без проблем транспортировать грузы.

Естественно, это далеко не полный перечень болтов, которые используются в промышленности и быту. Полный список болтов с их особенности можно найти в ГОСТ 799-73, 7786-81, 7795-70, 7796-70, 7798-70, 7801-81, 7805-70, 7808-70, 8144-73, 14724-69, 22353-77, 1759.0-87, а также в ГОСТ Р 52643-2006, 52644-2006 и в ГОСТ Р ИСО 4014-2013, 4016-2013.

Материал изготовления

Цена болтов – это не основной критерий выбора таких метизов, так как самым важным параметром является прочность крепежного элемента, которая напрямую зависит от материала изготовления. Чаще всего болты производятся из легированной или нелегированной стали, но для выполнения особых задач может использоваться медь, латунь, алюминий, пластик.

Для того чтобы сделать болты устойчивыми к внешним воздействиям, возможны несколько видов дополнительной обработки:

  • Цинкование – на некоторых крепежных элементах слой может быть до 25 мкм;
  • Никелерование – чаще всего таким металлом покрываются мебельные болты, благодаря чему они выглядят более оригинально;
  • Фосфатирование и оксидирование – особенность такого защитного слоя в том, что на поверхности болта образуется пленка за счет окисления металла;
  • Цинк-ламельное покрытие – относительно новый вариант покрытия, набирающий популярность, благодаря которому можно существенно увеличить срок службы болтов.

Прочность болтов

Перед тем как купить болты, важно обратить внимание на их прочность, регламентируемую соответствующими ГОСТ.

На основании прочностных характеристик болты делятся на несколько классов по прочности в зависимости от вида стали:

  • 3,6 – нелегированная сталь, не закаленные;
  • 4,6 – углеродистая сталь (С не более 0,55%);
  • 5,6 – стальные без отпуска (С выше 0,15%);
  • 6,6/6,8 – углеродистая сталь;
  • 8,8 – сталь с добавками хрома, марганца, бора, закаленная и отпущенная;
  • 9,8 – аналог 8,8, но с увеличенными прочностными показателями;
  • 10,9 – сталь с добавками, отпущенная при температурах 340-425 град. Цельсия;
  • 12,9 – легированная сталь, практически не содержащая фосфор и серу.
  • Чем выше прочность, тем больше возрастает цена болта. Высокопрочные болты производятся по ГОСТ 7798-70.

Механические свойства

Для того чтобы правильно выбрать болт, необходимо обращать внимание не только на класс его прочности, но и на ряд иных параметров, от которых зависит его надежность и долговечность.

Среди механических свойств болтов важно учитывать:

  • Временное сопротивление – представляет максимальную силу (растяжение, изгиб) воздействия на болт. Если такая сила приложена, то он или раскрутится, или произойдет его деформация;
  • Твердость по Виккерсу – устойчивость метиза к деформациям в случаях, если на него воздействуют другие предметы. К воздействиям относятся удары и соприкосновения;
  • Предел текучести – показатель максимально допустимых нагрузок, которые могут испытывать болты в процессе эксплуатации. Если проигнорировать этот показатель, то возможно саморазрушение метиза, поэтому при их выборе необходимо учитывать запас.

Виды болтов в зависимости от сферы применения

Независимо от стоимости болтов они имеют широкую сферу применения, причем при их выборе учитываются не только прочностные характеристики, но и возможные нагрузки в процессе эксплуатации.

По назначению болты бывают:

  • Машиностроительные – характеризуются увеличенной прочностью, имеют головку в виде шестигранника и метрическую резьбу. Применяются в промышленном оборудовании, машиностроительной отрасли, станкостроении, так как способны выдерживать существенные нагрузки;
  • Строительные – их особенность в увеличенной головке и высоких прочностных показателях. Используются во время строительства мостов, тоннелей и при возведении строительных конструкций;
  • Дорожные – класс прочности подбирается в зависимости от конкретного места использования. Могут быть с квадратными или полукруглыми головками для упрощения монтажа. Часто покрываются защитными покрытиями, так как используются в сложных условиях эксплуатации;
  • Железнодорожные – клеммные, закладные, стыковые. Производятся из углеродистой стали, поэтому прочные и способные выдерживать значительные нагрузки;
  • Транспортные – применяются для того, чтобы закреплять подающие элементы к транспортным лентам. Изготавливаются из углеродистой стали. Их особенность в том, что головка со стороны стержня имеет вид полусферы с двумя шипами для предупреждения проворачивания, а с торца она плоская;
  • Лемешные – востребованы при сборке сельхозтехники и во время ремонта железнодорожных конструкций. Выполнены с потайной головкой и квадратным подголовником, предотвращающим вращение;
  • Мебельные – могут иметь невысокий класс прочности, так как используются для конструкций из дерева. Для защиты от коррозии покрываются цинком.

Маркировка болтов

Купить болты несложно, но перед покупкой стоит знать, как правильно читать их маркировку, которая часто наносится на технические чертежи и иную документацию. Маркировка болтов производится по ГОСТ 7798-70, ГОСТ 1759.0-87 и DIN 933.

При выборе болтов необходимо обратить внимание на символы, которые нанесены на головку:

  • Первые – класс прочности;
  • Резьба – указание того, что она левосторонняя;
  • Буквы – тип металла.

Особенности выбора болтов

При выборе болтов необходимо точно знать, для каких задач они будут использоваться – это поможет подобрать оптимальный вариант метиза, который способен выдержать нагрузку. Практика показывает, что в большинстве случаев для выполнения большинства задач вполне достаточно универсальных болтов с шестигранной головкой, прочностью 5,6-6,6, изготовленных по соответствующему ГОСТу.

share post: