Анкер – специальный крепеж, активно использующийся в строительстве различных объектов. Происходит анкер от немецкого «Anker», что в переводе – «якорь». Его непревзойденные эксплуатационные характеристики обеспечили анкеру популярность во многих сферах строительства. Причем востребован анкер не только на строительных объектах, даже в частных домах анкерам нашли применение. Сегодня этот крепеж активно противостоит дюбелям, занимая свое законное место на рынке.
Как устроен анкер: конструкция состоит из двух составляющих: центральный резьбовой ствол (распирающая часть) и гайка/оголовник (распорная часть). Анкер используется тогда, когда необходимо крепеж внутри твердого материала. В число таких материалов входит: камень, кирпич, бетон. Используются анкерные крепежи для фиксации тяжелого узла конструкции к твердой основе. Также анкеры прочно заняли свою нишу в сфере ремонта.
Ассортимент анкеров включает следующие модели:
- Забивные – вставляются в посадочное отверстие, а после лепестки разжимаются инструментом;
- Клиновые – отличаются наличием резьбы с гайкой, забиваются молотком. Углубляется в посадочное место путем накручивания гайки.
- Стержневые – идентичный клиновым, но фиксируемый элемент находится снаружи;
- Распорные – включает в структуру конусообразный болт или шпильку с гильзой. Как только начинается накручивание, распорные лепестки начинают раскрываться в канале. Лепестки опираются на стенки отверстия. Большей надежностью в материалах с полостями (полый бетон с пустотами, кирпич) отличаются двухраспорные анкеры. Их структура включает две гильзы, что способно увеличить надежность в случае с попаданием в полость.
Последними на рынке появились химические анкера. Они стали новинкой и своеобразной альтернативой классическим анкерам. В них распорным элементом выступает смола. Химические анкер используется в случае пористого материала основы. Есть фиксаторы в виде крюка, гайки или кольца. Кольца обычно используются для крепежа подвесных конструкций.
Противостояние: анкер против дюбеля
Правильность применения зависит от целей использования конкретного типа крепежа. В чем отличие анкера от дюбеля и где заканчивается зона ответственности каждого из этих видов крепежа?
Принцип действия в принципе одинаковый: по мере закручивания центрального стержня, втулка распирается внутри посадочного отверстия. Распорка надежно фиксирует крепеж в материале основы.
Вопреки схожести, различия между дюбелем и анкером есть:
- Дюбель работает только в тандеме с болтом или саморезом.
- Анкер преимущественно стальной, а дюбель – пластиковый (технический пластик).
- Дюбель неспособен выдержать большие нагрузки.
- Дюбель может использоваться для оснований любого типа, а анкеры подходят преимущественно для монолитных конструкций.
Свое место под солнцем анкера забрали в сфере монолитного строительства, где не находится аналога, способного выдержать такие же значительные нагрузки.
Неправильный монтаж анкера – быть беде
Нередко можно услышать, что анкерным крепежом кто-то недоволен. На деле проблема заключается не столько в крепеже, сколько в установке.
Для правильного монтажа нужно:
- Выбрать сверло, соответствующее диаметру анкера. Больше нельзя, меньше – аналогично.
- Не просверлить канал глубже, чем длина ножки анкера.
- Перед забивкой анкера канал обязательно очищать от пыли, стружки и прочего мусора, полученного в результате сверления. Помочь в избавлении от мусора поможет пылесос или компрессор.
Случается, что необходимо срочно заменить анкера. Несмотря на сложность задачи, она вполне реальна. Сначала немного разрушается материал основы вокруг крепежа, чтобы получить доступ к посадочному отверстию. Далее освобождается гильза от вкрученных болта или шпильки. Затем вынимается втулка, и можно смело менять крепеж. Хотя зачастую, замена анкера редко проводится частично. Обычно анкер меняется целиком, чтобы гарантировать надежность нового крепежа.
Замена химического анкера вызывает больше трудностей, хотя можно встретить рекомендации по прогреву клеевого состава. В таких случаях желательно просверлить новое отверстие, залить его клеевым составом и погрузить внутрь крепежный элемент.